19 февраля исполняется 92 года со дня рождения А.А. Соловьевой – основательницы и первой заведующей кафедры методики преподавания филологических дисциплин (до 1994 года – кафедры методики преподавания языка и литературы) Таврического национального университета им. В.И. Вернадского (в то время – Симферопольского государственного педагогического института (а после – университета) им. В.И. Фрунзе). Воспоминания благодарных учеников о своем Учителе легли в основу книги «Педагог с большой буквы», приуроченной к 90-летию со дня рождения А.А. Соловьевой. Думается, выдержки из этого талантливого издания вызовут теплые чувства у всех тех, кто был знаком с А.А. Соловьевой, и помогут молодым специалистам составить представление о том, какими качествами должен обладать настоящий Педагог. «Я стала студенткой историко-филологического факультета Крымского педагогического института им. М.В. Фрунзе в 1961 году. На третьем курсе лекции по синтаксису читал профессор В.Н. Мигирин, а практические занятия за ним вела А.А. Соловьева. Занятия всегда были организованы очень четко, сложные проблемы синтаксиса она умела разъяснять на удачно подобранных примерах, вселяла чувство уверенности даже в самых слабых студентов <…> Александра Алексеевна вела также лекции и семинары по методике преподавания русского языка в школе. Здесь был использован весь её богатый опыт школьного учителя, завуча, знание детской психологии, постоянное общение со школьными учителями. Она готовила нас к реальной практике школьного преподавания, многие из нашей группы увлеклись методикой уже на студенческой скамье <…> Александра Алексеевна всегда участвовала в педагогической практике студентов, бывала во всех школах, где шла практика. В те далекие времена я научилась у нее очень полезной вещи: при анализе уроков сохранять доброжелательность (даже в случае явной неудачи) и начинать анализ с положительной стороны <…> В конце 60-ых Александра Алексеевна создала и возглавила кафедру методики преподавания языка и литературы. 70-е годы были временем становления и взлета кафедры. Александра Алексеевна смело брала на работу молодых преподавателей, поддерживала их неизменно, помогала. Благодаря ей кафедра стала известной в Советском Союзе. Ее заслугой было то, что она никогда не замыкалась в рамках кафедры и даже университета. Она была открыта новым людям, новым идеям, много ездила на конференции и семинары по методике РКИ <…> В 80-е годы кафедра стала центром по методике РКИ для всех учебных заведений Крыма, где обучались иностранцы. По-прежнему к Александре Алексеевне на консультации приходили и приезжали крымские школьные учителя. Надо сказать, что Александра Алексеевна и сама с удовольствием ездила в районы для чтения лекций и проведения семинаров для учителей. Её всегда ждали, радовались ей. В 90-е годы А.А. Соловьева перестала заведовать кафедрой, но продолжала преподавать, стала Почетным Профессором <…> Авторитет ее оставался неизменным, но она никогда не диктовала свою волю, не навязывала решений <…> В начале нового века Александра Алексеевна уже не работала в университете, но она всегда говорила: «моя кафедра», «на моей кафедре». Она приходила часто, с неизменной улыбкой и хорошим настроением, всегда живо интересовалась, подбадривала нас. У нее всегда было больше оптимизма, чем у большинства из нас. Низкий Вам поклон, Александра Алексеевна, и вечная память. Вы создали кафедру, лучшее, что есть в ней – атмосфера дружелюбия и доверия. Постараемся это сохранить»
Т.А. Ященко, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой методики преподавания филологических дисциплин
«То лето, когда я впервые узнала А.А. Соловьеву, для меня было незабываемым. Тогда я пыталась поступить на филологический факультет, а конкурс на специальность «русский язык и литература» был 12 человек на место. Александра Алексеевна была в тот период председателем предметной комиссии по русскому языку и литературе. Она очень четко выделялась среди преподавательского коллектива своей статью, красотой, фундаментальностью и мощью. На расстоянии чувствовалось, что перед тобой знающий руководитель, спорить с которым бесполезно. Да в то время и не спорили… По отношению к ней формировалось стойкое чувство уважения к человеку, которое строилось на основе почитания профессии учителя, на основе непривычного для обычного советского школьника обучения иностранных граждан, на основе непререкаемых качеств руководителя. И привлекало в ней мощное женское начало: внешняя красота, великолепный вкус, ухоженность и достаток. И в студенческие годы, и позже, когда я стала преподавателем факультета и его руководителем, Александра Алексеевна всегда ассоциировалась с человеком, который может всё: и научить, и рассказать, и поругать, и погулять, и защитить»
Г.Ю. Богданович, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой межъязыковых коммуникаций и журналистики, декан факультета славянской филологии и журналистики
«Многие говорили, что у Александры Алексеевны мужской стиль руководства. И так оно и было. Все проблемы она решала быстро, по-деловому, не перекладывая ответственность на другие плечи, но при этом учитывала мнение коллег. А.А. Соловьева умела высказываться порой резко и решительно, но любой выговор заканчивался, и после этого отношения не портились, потому что все было по справедливости. В ее характере не было мелочности, она умела забывать плохое и не держала зла <…> Мы всегда чувствовали себя под надежным крылом Александры Алексеевны. Если у кого-нибудь возникали семейные проблемы, болели старики и дети, без лишних слов она помогала организовать замену занятий, составить удобный график работы, брала на себя ответственность за всё. За совершенный проступок она могла отругать, наказать, но всегда вставала грудью на защиту своих людей перед вышестоящим начальством. Мы всегда видели Александру Алексеевну бодрой, подтянутой, улыбающейся, красивой. Даже когда ей было уже за 80, она умела искренне радоваться и получать удовольствие от всего хорошего в жизни, появлялась в новых нарядах. В 80 лет она еще сидела за рулем. Любую невзгоду, болезнь встречала необыкновенно мужественно, и болезнь отступала»
«А.А. Соловьева учила нас никого и ничего не бояться, доказывая своей жизнью и судьбой собственную правоту. Говорила: «Посмотрите на меня. Если бы я тряслась и боялась, то ничего бы в жизни не достигла. Александра Алексеевна была по натуре победительницей. Но победы бывают разными. Обладая властным, сильным характером, она никогда не добивалась цели, подавляя чужую волю, никого из нас не унижала. Мы чувствовали себя ее детьми. Работала много и с увлечением, но никогда не жаловалась на трудности <…> Любила дом, любила свою дачу, никогда не боялась физического труда, он ей был в радость. Любила принять и вкусно накормить гостей. Всегда помнила обо всех. Каждый праздник традиционно посылала по почте написанные ею поздравительные открытки всем членам кафедры и их семьям. В последние годы жизни, когда давали о себе знать болезни, не жаловалась, держалась бодро, весело, поражала и заражала своим оптимизмом окружающих. Появлялась на кафедре нарядно одетая, всем интересовалась, прекрасно была осведомлена, как у кого идут дела и могла дать мудрый, взвешенный совет. Очень трудно привыкнуть к мысли, что ее уже нет с нами»
к.ф.н., доц. И.Г. Соколова
При подготовке статьи использованы материалы из книги Педагог с большой буквы (к 90-летию со дня рождения Александры Алексеевны Соловьевой) <автор-составитель: к.ф.-м. н., доцент ТНУ им. В.И. Вернадского Шостка В.И.>. – Симферополь: Петит, 2010. – 94 с.