ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ТАВРИЧЕСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА им. В.И. ВЕРНАДСКОГО Титаренко Елена Яковлевна кандидат филологических наук доцент кафедры методики преподавания филологических дисциплин Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского г. Симферополь Ященко Татьяна Антоновна доктор филологических наук, зав. кафедрой методики преподавания филологических дисциплин Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского г. Симферополь В статье содержится информация о кафедре методики преподавания филологических дисциплин Таврического национального университета им.В.И.Вернадского (Автономная республика Крым, Украина), которая отметила в 2008 году свое 40-летие, ее истории, концепции развития, планах и перспективах. 2008 год – юбилейный для всего Таврического национального университета им.В.И.Вернадского, отметившего свое 90-летие – стал памятным и для кафедры методики преподавания филологических дисциплин, которая праздновала 40 лет со дня своего основания в марте 1968 года. Организовала и возглавила кафедру (до 1994г. называвшуюся кафедрой методики преподавания языка и литературы) А.А.Соловьева (1920-2008), кандидат филологических наук, доцент, Заслуженный работник образования Украины, Почетный профессор ТНУ. В то время задачей кафедры являлась подготовка квалифицированных учителей русского языка и литературы для школ СССР, в том числе для Узбекистана, которому после разрушительного землетрясения в Ташкенте помогала вся страна. Коллектив кафедры вначале состоял всего из 9 человек, среди которых был доктор филологических наук, профессор А.И.Германович, известный ученый, перу которого принадлежат монография «Междометия русского языка», и исследования по анализу языка А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Сейчас на кафедре работает 23 человека: заведующая, доктор филологических наук Т.А.Ященко (возглавляет кафедру с сентября 1989г.), 8 доцентов, 5 старших преподавателей, а также ассистенты, старшие лаборанты и аспиранты. За последние три года члены кафедры защитили 1 докторскую (Т.А.Ященко), 5 кандидатских диссертации по трем специальностям (русский язык, русская литература, теория и методика обучения), 3 преподавателя получили звание доцента. Исключительно женский коллектив кафедры имеет свои традиции, здесь много молодежи, с благодарностью перенимающей опыт старших, и много опытных преподавателей, бескорыстно передающих секреты своего мастерства. Работает аспирантура, в которой обучаются украинские и иностранные граждане. Первыми студентами стали молодые люди из Узбекистана, а обучение иностранных студентов кафедра начала с 1973 года. Тогда на учебу приехали студенты-филологи из Польши. Позже студентами университета стали представители более чем 30 стран Азии, Африки и Латинской Америки, которые обучались не только на филологическом, но и на других факультетах: естественном, историческом, географическом, факультете иностранной филологии. В настоящее время основной контингент составляют студенты из Китая, Турции, Алжира, Ирака, Палестины, обучающиеся на всех факультетах ТНУ. Основные направления работы кафедры: обучение русскому языку иностранных студентов и аспирантов всех специальностей; довузовская языковая подготовка иностранцев; методика преподавания русского языка и методика преподавания литературы в средней школе; руководство педагогической практикой; методика преподавания РКИ в вузах; курсовое обучение иностранцев русскому языку; теоретический курс русского языка и дисциплины специализации для иностранных студентов-филологов. Основной концепцией развития кафедры является интегрирование функционально-коммуникативного подхода к анализу языка и текста в лингвокогнитивную парадигму исследования и его реализация в практике преподавания русского языка и литературы в русскоязычной и иностранной аудитории, на основе современной методики и инновационных технологий. Функционально-коммуникативный подход реализуется при изучении разных уровней языка. Возможности функционального направления при изучении лексики были обоснованы и представлены в лекциях и научных трудах профессора А. Н. Рудякова, начинавшего работу в Таврическом национальном университете (в дальнейшем – ТНУ) на кафедре методики, а впоследствии отразились в диссертационных исследованиях его аспирантов, в том числе и иностранцев, специализировавшихся по данной кафедре (Збигнев Буляж, Ндьяй Ибраима). Функционально-семантическому подходу к изучению лексико-семантических групп и возможностям его использования в практике РКИ посвящены также работы старших преподавателей С.Ф. Макеевой и Н.А. Лантух. Функциональный подход к изучению лексики дипломатических документов был реализован и в кандидатской диссертации, написанной под руководством доцента Т.Ю. Новиковой, аспирантом из Йемена Мансуром Салехом (тема: «Дипломатический подстиль в структуре официально-делового стиля языка», Днепропетровск, 1998). Функциональный подход к изучению морфологического строя русского языка с последующим выходом в теорию языковых смыслов начал разрабатываться еще в 70-ые годы в научных трудах проф. Е.Н. Сидоренко и был представлен в лекционных курсах, руководстве аспирантами, нашел практическую реализацию в учебных пособиях по морфологии. Особо следует сказать о разработке лексикологической концепции и концепции функциональной морфологии, которые начали развиваться в конце 70-ых – 80-ые годы ХХ в. преподавателями нашей кафедры – аспирантами профессора О.М. Соколова: Э.М. Сапожниковой, Т.Ю. Новиковой, Е.Я. Титаренко, Л.Е. Бессоновой. Лингводидактический аспект этих исследований был реализован Э.М. Сапожниковой и Е.Я. Титаренко, написавшими в 1992 г. в соавторстве с преподавателями Университета Дружбы Народов им. П. Лумумбы «Методические рекомендации к изучению фазово-видовых значений русского глагола» для иностранных студентов-филологов. В настоящее время Е.Я.Титаренко работает над словарем фазовой парадигматики глаголов, занимается со студенческой проблемной группой; под ее руководством пишет диссертацию по двувидовым глаголам Н.В. Андросюк, начала обучение в аспирантуре по проблемам аспектологии Ли Цзяо. Функционально-коммуникативный подход к изучению синтаксиса в курсе современного русского языка для иностранных студентов связан прежде всего с именами доцентов Л.А. Соколовой и В.И. Фурсенко, лекции которых уже в 70-ые годы строились на его основе. Работа Т. А. Ященко в области функционального синтаксиса (изучение причинно-следственных отношений) была начата под руководством профессора МГУ М.В. Всеволодовой. В написанной в соавторстве с М.В. Всеволодовой книге «Причинно-следственные отношения в современном русском языке» (1-е издание. – М.: Русский язык, 1988 г. – 207 с.; 2-е издание. – М.: ЛКИ, 2008. – 210с) отчасти был осуществлен и лингвокогнитивный подход к исследованию языкового материала – прежде в принципе его фреймовой организации. Книга используется в практике преподавания русского языка отечественными и зарубежными русистами. Лингвокогнитивный подход в сочетании с функционально-коммуникативным реализован в монографии Т. А. Ященко «Каузация в русском языковом сознании» (Симферополь: «ДИАЙПИ», 2006. – 478с.) и докторской диссертации «Каузация в русском языке: онтология и концептуализация» (Киев, 2007), а также в кандидатских диссертациях еѐ аспирантов: И.Н. Линтвинчук «Прагматика эмотивного текста (психосемантическое экспериментальное исследование)» (Киев, 2000г.), Л.Н.Захаровой «Национально-культурные коннотации именований высших государственнх правителей (на материале произведений А.С. Пушкина)» (Симферополь, 2001г.), М.Г. Джиоевой «Русская временная лексика как фрагмент языковой картины мира» (Симферополь, 2002г.), Е.А. Давиденко «Цветонаименования в индивидуально-авторской картине мира М.Волошина» (Симферополь, 2007г.), Н. В. Солодовниковой «Мифологический аспект метафоры в российском публицистическом дискурсе» (Симферополь, 2008). Исследованию художественного слова М.Волошина посвящена работа докторанта И.Г. Соколовой «Художественное слово Максимилиана Волошина: семантика и функции», в которой рассматривается индивидуальная картина мира поэта. Автор анализирует особенности семантики и функции его поэтического слова. В лингвокогнитивном русле отчасти ведутся исследования докторанта Н.П. Ивановой, монография которой посвящена экспликации ментального пространства М.Ю. Лермонтова в картинах окружающего мира (на материале романа «Герой нашего времени»). В работе рассматриваются пейзажные зарисовки романа как отражение художественной и ценностной систем автора. Лингвокогнитологический подход с акцентированием внимания на лингвокультурологическом анализе современных публицистических текстов с учетом возможности его использования в практике преподавания русского языка реализуется в работах аспирантов кафедры Ю.А. Мельник и О. В. Колесниковой, выполняемых под руководством Т.А.Ященко, и Н.И.Николенко, выполняемой под руководством Е.Я. Титаренко. В русле лингвокогнитологии и прикладной лингвистики успешно работает доцент С.А. Дроздова, которая совместно с доцентом кафедры межъязыковых коммуникаций и журналистики С.С. Дикаревой издала ряд пособий по прикладной лингвистике и информатике, адресованных аудитории иностранных студентов. Принципы функционально-коммуникативного подхода находят применение и в сфере методики преподавания русского языка в школе, а именно: в курсе лекций и семинарских занятий для студентов, организации педагогической практики, проведении педагогических экспериментов, в работе с учителями – словесниками, в создании учебников и учебных пособий. На основании педагогического эксперимента была выполнена под руководством доц. Е.Я. Титаренко кандидатская диссертация учителя В.Н. Сульниченко об использовании алгоритмов в практике школьного преподавания русского языка «Алгоритмический подход в системе изучения глагола и причастия в средней школе» (Киев, 1996). Доцент Э.М. Сапожникова написала и издала в соавторстве с профессором Г.Ю. Богданович комплекс учебно-методических пособий по русскому языку для 5-11 классов (19 учебников, учебных пособий и словарей), рекомендованный МОНУ для русскоязычных школ Крыма. Этот комплекс получил широкое распространение в школах Крыма. По отзывам учителей, пособие признано лучшим среди других, использующихся в преподавании русского языка. Сейчас авторы в соответствии с новой программой работают над новым учебным комплексом, ориентированным на 12-летнее школьное образование. Концептуальные положения методики опережающего обучения синтаксису разработаны в диссертации кандидата педагогических наук Т.В. Аржанцевой «Методика опережающего обучения синтаксису русского языка учеников 5-х классов общеобразовательных школ с русским языком обучения» (Херсон, 2006г.), написанной под руководством доктора филологических наук профессора Г.Ю. Богданович. Результаты исследования представлены в публикациях и внедрены в систему работы ряда школ Украины. Одним из важных аспектов деятельности кафедры является работа доцентов И.М. Колтуховой и И.Г. Соколовой в направлении изучения и исследования наиболее острых и актуальных проблем методики преподавания литературы, а также апробации и внедрения современных инновационных технологий в учебный процесс. И.М. Колтухова и И.Г. Соколова написали ряд статей, в которых убедительно доказывается эффективность жанрово-типологического подхода к изучению литературы. Опираясь на инновационную авторскую технологию профессора Воронежского педуниверситета Б. С. Дыхановой, апробированную более чем десятилетней школьной практикой, доцент И.М. Колтухова в течение трех лет проводила научно-методический эксперимент на базе СОШ №8 г.Симферополя. В результате проделанной работы был собран материал для научно-методической экспертизы, а также написаны и опубликованы статьи и методические разработки, убедительно доказывающие, что эстетический анализ лирического произведения в школе возможен только в том случае, если в его основе будет лежать подлинно научный подход. Лингвокогнитивный подход, включающий лингвокультурологический аспект, весьма актуален для преподавания практического курса русского языка в иноязычной аудитории. Большой вклад в становление методики преподавания этого курса внесли ветераны кафедры – старшие преподаватели С.Ф. Макеева, Л.А. Бондаренко, И.Г. Балашова, Н.А. Лантух. Созданные ими методические разработки, пособия, разноаспектная помощь молодым преподавателям, обеспечивают необходимую преемственность в работе кафедры. Старшим преподавателем И.Г. Балашовой и доцентом Т.Ю. Новиковой разработан оригинальный «Аудиовизуальный лингвострановедческий курс для изучающих русский язык как иностранный», адресованный зарубежным русистам, желающим познакомиться с историей и культурой советского периода, а также с некоторыми явлениями перестроечной эпохи. Курс включает комментированный просмотр художественных фильмов, фонетическую, лексическую и грамматическую работу, а также последующее обсуждение просмотренного. Предлагаемый курс предполагает решение различных методических задач в увлекательной и современной форме. Разработанная авторами оригинальная методика способствует комплексному развитию различных видов речевой деятельности, особенно аудирования и говорения. Данная методика применима при обучении любым иностранным языкам. В 2008 году И.Г. Балашова, Т.Ю. Новикова в соавторстве с проф. Г.Ю. Богданович опубликовали лингвокультурологический словарь на русском и украинском языках «Полуостров Крым от А до Я» (Симферополь: МСП «Ната», 2007. – 274с.). В словаре содержатся сведения о географии, природе, истории, культуре, населении Крыма. Кроме того, описаны также отдельные персоналии и реалии, которые можно рассматривать как широкий исторический контекст для событий, важных в истории Крыма. Словарь содержит 280 единиц (слов и словосочетаний), которые можно разделить на три группы: топонимы, персоналии, некоторые реалии, типичные для Крыма. Материалы словаря были апробированы на занятиях по РКИ при разных формах обучения. При изучении краеведческого материала по традиции активно используются тексты легенд Крыма. Начало этой работе было положено в первых кафедральных методических пособиях по краеведческому материалу «Путешествуем по Крыму» (1977г.) преподавателями С.Ф. Макеевой, Л.Е. Бессоновой, Т.А. Ященко и др. Н.А. Лантух в 1995 г. совместно с коллегой из Германии Кристиной Мильш издала учебное пособие «Крымские легенды», которые успешно использовалось как на курсах русского языка в Тиммендорферштранде (Германия), так и в нашем университете. В настоящее время исследованию текстов легенд Крыма в лингвокультурологическом аспекте посвящены статьи Р.Н.Гусейновой, ею же разработаны и подготовлены к публикации "Тексты для чтения "Крымские легенды" (для студентов-иностранцев подготовительного отделения). Ассистент Н.И. Николенко на семинаре русского языка в Тиммендорферштранде (Германия) в сентябре 2008 года с использованием видеоматериалов проводила спецкурс «Крымские легенды», который включал в себя чтение текстов легенд и послетекстовые задания по лексике и грамматике. Лингвокогнитивный подход к изучению языка и литературы, включая лингвокультурологический аспект, успешно реализуется в рамках обменной программы с Вилламетским университетом (США, Орегон), которая работает с 1989 года. Основательницей программы с американской стороны была профессор Магда Шей. С 2000 года программой руководит доктор философских наук, профессор русистики, зав. кафедрой русского и немецкого языков Вилламетского университета профессор Марк Конлифф. С 2000 года руководителем программы в ТНУ является старший преподаватель И.Г. Балашова. Программа дает возможность увидеть роль русского языка, русской культуры и истории, почувствовать неослабевающий интерес к ним со стороны иностранных студентов и слушателей, отметить взаимный интерес и уважение представителей различных культур. Важным направлением в работе обменной программы можно назвать осуществление научных проектов, родившихся на базе практических курсов. Так например, Татьяна Зыряноф, написавшая под руководством доцента И.М. Колтуховой работу по сказкам Петрушевской, после учебы в Вилламетском университете окончила аспирантуру в Принстонском университете и защитила диссертацию по русской литературе. Района Вебер, которая работает сейчас переводчиком с русского языка в г. Портланде (штат Орегон), написала дипломную работу «Концепт «любовь» в произведениях В.Токаревой», под руководством старшего преподавателя Н.А. Лантух. Докторант Н.П. Иванова в соавторстве с профессором Вилламетского университета Марком Конлиффом опубликовала статью «Менталитет представителей русской глубинки и «миф «не я» в «Истории моего современника» В.Г. Короленко». Ею же осуществлен ряд публикаций совместно со студентом Эриком Свином, в частности, «Преодоление культурных различий при изучении русской литературы в американской аудитории (на материале произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова)». Студент Нейт Стайс получил право продолжить учебу в Карнеги университете в Вашингтоне, представив на конкурс творческую работу по языку современной публицистики, написанную в ТНУ под руководством Н.В. Солодовниковой. Работа по международным программам ведется постоянно. С 1972 г. кафедра сотрудничает с Федеральным обществом русистов Германии. Это сотрудничество, начатое по инициативе доктора Йоханнеса Баара и тогдашнего проректора Симферопольского государственного университета проф. В.Г. Ены, продолжается до настоящего времени в формах организации курсов русского языка для слушателей из Германии и участия преподавателей кафедры в проведении ежегодных семинаров русского языка в г. Тиммендорферштранде (ФРГ). Начиная с 2004 г., в рамках договора о сотрудничестве между ТНУ им. В. И. Вернадского и Афинским государственном университетом им. Кападострия, кафедра начала сотрудничество с греческими русистами в формах организации летних курсов русского языка для греческих студентов и семинаров для преподавателей русского языка из Греции. Кафедра поддерживает связи с иностранными выпускниками, регулярно проводит научно-методические конференции с их участием. Наиболее тесные связи поддерживаются с русистами Польской народной республики. Последняя конференция иностранных выпускников была проведена в сентябре 2007 года. По материалам конференций изданы сборники статей, в которых широко представлены работы зарубежных русистов, выпускников СГУ – ТНУ. Коллектив кафедры осуществляет большую общественную и научную деятельность: проводятся регулярные научные и научно-методические международные конференции, такие как «Теория и технология иноязычного образования» (в 2008г. состоялась 3-я конференция); «Диалог культур: Теория и практика преподавания языков» (на эти конференции собираются зарубежные выпускники кафедры); «Лингвистические чтения памяти профессора О.М.Соколова» (всеукраинские научные конференции); научно-практические семинары для учителей Крыма «Русская словесность: Теория и школьная практика» (в 2010 году состоится 8-й семинар); Всекрымские Олимпиады по русскому языку для иностранных студентов. 10 апреля 2008 г. в ТНУ им. В.И. Вернадского состоялась 4-я Олимпиада по русскому языку для иностранных студентов, в которой приняло участие 120 студентов-иностранцев из разных в вузов Крыма. Соревнования проходили по трем уровням: 1 – студенты подготовительных факультетов, 2 – студенты первых и вторых курсов, 3 – студенты старших курсов обучения. Олимпиада включала несколько туров. Первый тур (грамматика) – письменное тестирование в течение полутора часов. Второй тур – разговорная практика. Третий тур – конкурс чтецов. А в заключение – большой праздничный концерт хозяев и гостей Олимпиады, в котором все желающие продемонстрировали русское народное и свое национальное искусство. В зале не было свободных мест. Громко и весело общались иностранные студенты из разных крымских вузов, которые впервые встретились здесь и познакомились друг с другом. Олимпиада прошла с большим успехом, все отличившиеся студенты получили из рук Председатели жюри Е.Я.Титаренко грамоты и призы, а победители – ценные подарки (книги, предоставленные Русской общиной Крыма), дипломы и отличные оценки по русскому языку. Следующая олимпиада состоится в апреле 2010 года. 7-10 июня 2009 года в рамках III Международного фестиваля «Великое русское слово» в городе Ялта состоялся II Всеукраинский научно-методический семинар «Русская словесность: Теория и школьная практика», в организации которого активное участие приняли преподаватели кафедры. На семинар приехали почти 70 человек, которые представляли Автономную республику Крым, г.Севастополь, г.Донецк, Донецкую область, г.Луганск, г.Запорожье, г.Харьков, г.Одессу. Руководитель семинара – доцент ТНУ им. В. И. Вернадского, член Правления УАПРЯЛ Е.Я.Титаренко, члены организационного комитета – член коллегии Министерства образования и науки АРК, депутат Симферопольского городского совета Н.А.Лантух, депутат Верховного Совета АРК, секретарь Постоянной комиссии ВС АРК по науке и образованию Л.В.Чулкова. На семинаре выступили: Президент УАПРЯЛ профессор Киевского национального университета им.Т.Шевченко Л.А.Кудрявцева (г.Киев); Первый проректор Горловского педагогического института иностранных языков, член Правления УАПРЯЛ, доктор филологических наук В.И.Теркулов (г.Горловка); доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Омского государственного университета О.С.Иссерс (г.Омск, Россия); доктор филологических наук, профессор Российского университета дружбы народов Е.Н.Ремчукова (г.Москва, Россия); депутат Луганского областного совета, доктор филологических наук, профессор, проректор по научной работе Луганского государственного института культуры и искусств И.П.Зайцева (г.Луганск); кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания филологических дисциплин ТНУ им. В.И. Вернадского И.М.Колтухова; кандидат педагогических наук, доцент КРИППО Т.Я.Фролова (г.Симферополь). Тематика лекций включала вопросы современной лингворусистики, методики преподавания русского языка, методики преподавания литературы, составления школьных учебников по языку. На заключительном заседании семинара учителя поделились своими впечатлениями и высказали некоторые предложения и замечания. Учителя выразили свою обеспокоенность продолжающейся дискриминацией предмета «русский язык» в Украине, которая проявляется в отсутствии внешнего независимого тестирования по данному предмету, всеукраинского этапа защиты конкурсных научных работ МАН и IV этапа Всеукраинской олимпиады по русскому языку и литературе. Учителя-русисты рассказали о неблагополучном положении дел в сфере обеспеченности школ учебниками по русскому языку и литературе, о том, что школы получают учебники разных авторских коллективов для каждой параллели, что не обеспечивает преемственности в учебном процессе, по вине министерства распределение учебников осуществляется хаотично, без учета заявок школ. В июне 2010 года запланировано проведение очередного Всеукраинского семинара, в котором, как надеются его организаторы, примут участие и учителя из других регионов Украины. Последним по времени крупным событием в научной жизни кафедры стала 2-я Международная научная конференция «Типология вида / аспекта: проблемы, поиски, решения», организованная совместно с МГУ им. М. В. Ломоносова (Россия, Москва) и Международным Комитетом славистов, состоявшаяся 22-26 сентября 2009г. В работе конференции приняли участие ведущие ученые-аспектологи из 14 стран мира. 24 сентября в рамках работы конференции состоялось очередное заседание Комиссии по аспектологии МКС, на котором были приняты новые члены комиссии, в том числе от Украины доктор филологических наук С.О.Соколова. Проведение конференции такого ранга укрепило международные связи кафедры и вывело ее на новый уровень научного общения. Преподаватели кафедры принимают активное участие в работе Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и Украинской ассоциации преподавателей русского языка и литературы (УАПРЯЛ). Поддерживаются связи с кафедрами русского языка МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского университета, Институтом русского языка им. А.С. Пушкина, Российским Университетом дружбы народов (г.Москва), с Воронежским педагогическим университетом, с кафедрой общего и русского языкознания Витебского педагогического института им. П. Машерова (Беларусь). Институтом филологии Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, с сектором русского языка Института языкознания им. А.А. Потебни НАН Украины, с кафедрой русского языка Киевского национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова, с кафедрой славянских языков и методик их преподавания Института иностранной филологии Херсонского государственного университета. Члены кафедры открыты для новых контактов с коллегами, новых совместных исследований. Кафедра строит работу на основании формирования собственного опыта в области научно-методических исследований и в то же время стремится к интегрированию в общеукраинский и международный образовательный процесс.
|